UTM-метки придумала компания Urchin Software (UTM = Urchin Tracking Module). В 2005 году её поглотил Google — на базе Urchin Software создали Google Analytics.

Суть UTM-меток в следующем: к URL целевой страницы можно добавить переменные, которые содержат сведения о переходе пользователя на сайт. Эти сведения считываются системами веб-аналитики, типа Google Analytics и Яндекс.Метрики.

UTM метки - это необходимый инструмент для интернет-маркетинга. Если маркетолог не использует UTM, скорее всего он вообще не анализирует комплексно эффективность рекламы.
 
Зачем использовать UTM метки

Они несут в себе данные о маркетинговом канале. О чем может сказать метка:
источник трафика; наименование маркетинговой кампании; ключевые запросы; тип рекламы.
Благодаря этим данным маркетолог будет знать, сколько человек пришло из поиска или социальных сетях и с каких именно объявлений.
Какие они бывают
Существует пять видов UTM:
utm_source – источник трафика (поисковые системы, социальные сети, рассылка и т.д.); utm_medium – тип рекламы (контекстная, тизерная, всплывающая и т.д.); utm_campaign – название конкретного объявления или кампании в целом; utm_term – запросы, по которым клиент нашел Вас; utm_content – дополнительная информация о кампании (пригодится для тех случаев, когда одни и те же маркетинговые каналы используются для разной рекламы). Первые три метки из списка относят к основным, последние две – к дополнительным.
Как правильно писать UTM метки

Как и любая другая технология, которая прямо или косвенно связана в веб-программированием, UTM меткиимеют свой синтаксис. Главные правила:
 
  • все буквы пишутся латинским алфавитом;
  • верхний и нижний регистры одной буквы – это разные символы;
  • метки разделяются амперсандом «&»;
  • запрещается использовать пробелы, вместо них вставляют знак нижнего подчеркивания «_»;
  • для передачи нескольких значений в одной ссылке используется знак «+»;
  • перед первой меткой обязательно ставится знак вопроса «?».
Ошибка в синтаксисе сделает страницу по ссылке недоступной или приведет к некорректной записи данных.
 
Как создать ссылку с UTM меткой
Ссылки с метками выглядят громоздко и пугают пользователей. Потенциальный клиент может не понять, куда она ведет, и просто закроет страницу.

Рекомендуем использовать сервисы по сокращению ссылок: .
Создание меток с собственными значениями и с предустановленными значениями для основных источников трафика: Google Adwords, Яндекс.Директ, Вконтакте, Facebook, Target My.com
Компоновщик ссылок от Google
Инструменты для сокращения ссылок

Ссылки с метками выглядят громоздко и пугают пользователей. Потенциальный клиент может не понять, куда она ведет, и просто закроет страницу.

Рекомендуем использовать сервисы по сокращению ссылок:
https://bitly.com/
https://goo.gl/

Все они бесплатны, так что можете выбирать любой из них
Что такое динамические переменные UTM-метки

Динамические переменные позволяют подставлять в контекстную рекламу дополнительную информацию, чтобы узнать, например, с какого устройства поступил клик — с мобильного или с компьютера.

Они называются динамическими, потому что могут менять свое значение. Например, если использовать метку utm_term={keyword}, то Google Ads автоматически заменит {keyword} на ключевую фразу, по которой произошел показ.

Чаще всего динамические переменные UTM-метки используются в параметре utm_content, но можно задать динамические переменные и для других меток.
Параметр Значение параментра
{keyword} Ключевое слово, по которому было показано объявление
{creative} ID объявления.
{network} Откуда поступил клик: из поиска Google, от поискового партнера или из контекстно-медийной сети (буквы g, s и d).
{matchtype} Тип соответствия ключевого слова: точное, фразовое или широкое (буквы e, p и b).
{adposition} Позиция вашего объявления на странице, обозначенная как 1t2, говорит о том, что объявление находится на первой странице, на второй позиции сверху (t=top).
{device} Устройство, с которого поступил клик: мобильный телефон, планшет, настольный компьютер (буквы m, t и c).